.RU

4. Артикуляция интересов и группы интересов: Еще в 30-е гг. XIX в. А. де Токвиль обратил внимание на то


Еще в 30-е гг. XIX в. А. де Токвиль обратил внимание на то обстоятельство, что “американцы самых различных возрастов, положений и склонностей беспрестанно объединяются в разные союзы. Это не только объединения коммерческого или производственного характера, в которых они все без исключения участвуют, но и тысячи других разновидностей: религиозно-нравственные общества, объединения серьезные и пустяковые, общедоступные и замкнутые, многолюдные и насчитывающие всего несколько человек. Американцы объединяются в комитеты для того, чтобы организовывать празднества, основывать школы, строить гостиницы, столовые, церковные здания, распространять книги, посылать миссионеров на другой край света... И там, где во Франции во главе всякого начинания вы видите представителя правительства, а в Англии - представителя знати, будьте уверены, что в Соединенных Штатах вы увидите какой- нибудь комитет” [32].
Токвиль считал, что увиденный им в Америке образ действий - это универсальное свойство демократических народов. Дело в том, что равенство граждан делает их независимыми друг от друга, что содействует социальной изоляции и индивидуализму. “Все они были бы беспомощны, если бы не научились добровольно помогать друг другу. Нравственность и умственное развитие демократического народа подверглись бы не меньшей опасности, чем его торговля и промышленность, в случае если бы правительство полностью заместило собой союзы и ассоциации... Правительство не более способно стимулировать и обновлять движение чувств и идей великого народа, чем оно способно руководить всеми промышленными предприятиями. Если правительство, покинув сферу политики, ринется вперед по этому новому пути, оно, само того не желая, начнет насаждать невыносимую тиранию, ибо правительство способно лишь диктовать четкие правила и положения. Покровительствуя определенным чувствам и идеям, оно насаждает их, и его советы всегда трудно отличать от приказов. Среди законов, управляющих человеческим обществом, есть один абсолютно непреложный и точный. Для того чтобы люди оставались или становились цивилизованными, необходимо, чтобы их умение объединяться в союзы развивалось и совершенствовалось с той же самой быстротой, с какой среди них устанавливается равенство условий существования” [33].
Несмотря на определенные проблемы с искусством ассоциации, вызванные ростом индивидуализма во второй половине ХХ в., большинство американцев не разучилось этому удивительному умению, о котором писал А. де Токвиль. Современные ассоциации, или группы- интересов, как их принято называть в наше время, играют в США даже более важную роль, чем в других демократиях. В большинстве демократических стран мира интересы артикулируются группами интересов и группами давления, а также политическими партиями, которые в основном специализируются на агрегации интересов. Особенностью Соединенных Штатов Америки является то, что здесь действуют слабые и плохо сплоченные партии. Поэтому группам интересов принадлежит главная роль в реализации двух первых функций политического процесса.
Группы интересов в США имеют две основные разновидности: (а) комитеты политических действий и (б) группы давления, или лобби.
Комитеты политических действий. Данный вид групп интересов является чисто американским феноменом, незнакомым другим демократическим странам мира, располагающими сильными партиями. Комитет политических действий (Political Action Committee - PAC) - это любая, непосредственно не связанная с политическими партиями и кандидатами организация, которая привлекает и расходует финансовые средства для того, чтобы повлиять на итоги выборов.
От политических партий комитеты отличаются тем, что они, во-первых, не номинируют кандидатов, а поддерживают или противодействуют партийным выдвиженцам. Во-вторых, PAC заинтересованы в реализации конкретного политического курса, независимо от того, представители какой партии обещают его проводить. Поэтому комитеты активно работают и с кандидатами республиканской партии, и с их оппонентами из демократической партии.
Первые комитеты политических действий возникли еще в годы Гражданской войны. Многие из них действовали с большим успехом. Одним из наиболее известных PAC является Антисолуновая лига, основанная в 1893 г., которая вела борьбу против производства и продажи алкогольных напитков. В 1919 г. ей удалось добиться принятия конгрессом сухого закона. В 1878 г. возникла Ассоциация Национальной гвардии, выступавшая за оснащение и обучение милиции штатов. Данный комитет стоит у истоков современной Национальной гвардии США. Наиболее влиятельным во второй половине ХХ в. стал так называемый COPE (Committee on Political Education - Комитет политического образования). Он возник при содействии крупнейших профсоюзов Америки - АФТ-КПП. Целью комитета стала поддержка рабочих кандидатов, представлявших демократическую или республиканскую партии во время выборов в конгресс. COPE располагал значительными финансовыми ресурсами и был достаточно эффективным.
С 1974 г. в США наблюдается стремительное увеличение количества PAC. Причинами такой небывалой политической активности граждан стали принятые конгрессом поправки в Федеральный избирательный закон. Они устанавливали жесткие лимиты на количество финансовых средств, которые одно физическое лицо могло пожертвовать в избирательный фонд кандидата, и одновременно повышали минимальные объемы коллективных пожертвований. Поправки запрещали профсоюзам и корпорациям напрямую финансировать кандидатов, но не возбраняли им делать солидные взносы в бюджеты PAC. Это стимулировало быстрый рост подобных групп интересов. Если в 1974 г. в США действовало 608 комитетов политических действий, то к середине 90-х гг. их количество составляло уже около 4 тыс.
Каждый PAC должен регистрироваться в Федеральной избирательной комиссии и предоставлять регулярные отчеты о своей деятельности, в которых должна содержаться информация о направленности деятельности, донорах комитета, средствах, перечисленных комитетом конкретным кандидатам. Частные лица могут вносить в PAC сумму, не превышающую 5 тыс. долл. в год и не более 25 тыс. долл. - на поддержку всех кандидатов, партий и PAC. Комитет политических действий имеет право пожертвовать в пользу одного кандидата 10 тыс. долл. При этом общая сумма, которая может быть пожертвована всем кандидатам или предвыборным партийным комитетам, не лимитируется. Нет ограничений и на средства, направленные определенному кандидату или партии, пока получатели не сообщили, как именно они ими распорядились.
PAC сосредоточивают свои усилия в основном на парламентских выборах, поскольку президентская кампания в США финансируется из государственного бюджета. Подсчитано, что доля комитетов в покрытии издержек кандидатов на выборах в палату представителей и сенат составляет около 30% [34].
В зависимости от целей комитеты политических действий PAC подразделяются: на занимающиеся сугубо материальными вопросами, отдающие приоритет нематериальным интересам, идеологические.
К первой группе относится большое количество организаций, которые создаются экономическими корпорациями и профсоюзами. Например, собственные PAC есть у таких гигантов американского бизнеса, как “Крайслер”, “Кока-Кола”, “Дженерал Электрике”, “Тексако” и др. В свою очередь, Американская федерация учителей, Американская федерация служащих и ряд других профессиональных объединений собирают средства для поддержки кандидатов, которые обещают отстаивать в конгрессе интересы организованного рабочего движения.
Ко второй группе относятся организации, которые преследуют нематериальные интересы. Например, Национальная лига в защиту права женщин на аборты обеспокоена гендерным неравенством и нарушением прав женщин в США. Другая женская группа интересов, которая называется “Право на жизнь”, выступает за запрещение абортов, укрепление семьи и увеличение рождаемости. Национальная ассоциация ружей выступает против контроля за продажей оружия. Противоположные цели преследует Handgun Control.
К третьей группе относятся идеологические комитеты, которые поддерживают либеральных или консервативных политиков во время выборов.
Наиболее влиятельными либеральными PAC являются Национальный комитет За эффективный конгресс и уже упоминавшийся Голливудский женский политический комитет. К противоположному политическому флангу примыкает Национальный консервативный комитет политических действий и комитет Консервативная победа. Известно, что последние содействовали победе Рональда Рейгана на президентских выборах 1980 г. и приходу к власти неоконсерваторов. Тогда, благодаря кампании прямой почты (адресных посланий избирателям) удалось не пропустить в конгресс многих влиятельных депутатов от демократической партии [36]. Косервативные комитеты политических дейтвий многое сделали и для обеспечения абсолют ной победы республиканцев на президентских выборах, а также на выборах в палату представителей и сенат в 2004 г.
-



alt="" />

ность своих предложений. В конечном итоге почти все политики заинтересованы в том, чтобы приносить благо своим избирателям, побеждать соперников и обеспечивать переизбрание на новый срок. Поэтому дельные предложения групп давления могут быть взяты на вооружение членами палаты представителей, сенаторами либо членами администрации.
По методам деятельности лоббизм делится на прямой и косвенный. Прямой лоббизм является классической его формой и предполагает непосредственное взаимодействие лоббистов с конгрессменами или должностными лицами в правительстве. Формами прямого лоббизма могут быть и непосредственное участие представителей группы давления в нормотворческой деятельности, и побуждение политиков к принятию определенных решений, и использование родственных и дружеских связей, и повседневные неформальные контакты. Очень важную роль при прямом лоббизме играет доступ к информации о готовящихся законопроектах и проектах решений исполнительной власти. У представителей групп давления в США есть право участия в заседаниях комитетов и комиссий конгресса и местных легислатур, а также право выступления на слушаниях.
Что касается косвенного лоббизма, то к этому виду деятельности групп интересов принято относить организацию всевозможных массовых кампаний: пропагандистских, рекламных, протестных. Часто используются такие способы, как организация потока писем политику от его избирателей, телефонных звонков в конгресс, писем читателей в редакции влиятельных газет. Косвенный лоббизм может активизировать значительные массы населения и оказывать давление не только на конкретного депутата, но и на законодательное собрание в целом. Специфически американским методом лоббистской деятельности является судебная тяжба. Еще А. де Токвиль обращал внимание на то, что “едва ли найдется в Соединенных Штатах такой политический вопрос, который рано или поздно не решился бы в суде”. Особенно успешно лоббируют в суде свои интересы правозащитные, экологические и женские организации.
Таким образом, американские группы давления действуют самостоятельно вне рамок политических партий. Этим США существенно отличаются от других демократических стран, в которых интересы крупных социетальных групп оформлены тесными контактами либо принадлежностью к партиям. Например, в Великобритании тред- юнионы представляют свои интересы через лейбористскую партию, а в Австрии ассоциации бизнеса имеют тесные связи с Народной партией.





2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.