.RU

Н.П.Гуляева Сибирский федеральный университет, г.Красноярск, Россия о

В настоящее время накоплен массовый материал, полученный в результате раскопок погребальных памятников, специалисты все более проявляют интерес к построению социальных реконструкций на его основе. Однако разнообразие применяемых методик, отсутствие единого алгоритма приводит к тому, что для сопоставления результатов исследований, проведенных различными авторами, необходимо проведение дополнительных корреляций. При этом необходимость междисциплинарного подхода осознается весьма отчетливо.

Первым шагом при построении моделей социальной структуры древних обществ, как правило, является реконструкция половозрастной структуры населения, проводимая по антропологическим данным, полученным при исследовании погребальных комплексов. Однако, к сожалению, достаточно часто встречается прямая экстраполяция результатов половозрастных определений на демографическую структуру древних обществ. то есть, зафиксировав среди костных останков долю населения в возрасте Х равную п процентов, исследователь полагает, что и в структуре изучаемого древнего общества население соответствующего возраста составляло указанные п процентов. Увы, но это не соответствует действительности, так как первичные половозрастные определения показывают только соотношение возрастов смертности, но отнюдь не демографическую структуру живых.

Для того чтобы получить хотя бы приближенную модель половозрастной структуры, необходимо выполнить ряд преобразований.

В первую очередь следует помнить, что антропологические определения по полу и возрасту дают лишь числа умирающих в возрасте х (в демографии этот параметр обозначается как й). В то же время йх есть разница между двумя смежными I -числами доживающих до возраста х и х+1. Соответственно, с переходом от возраста х к возрасту х+1 число доживающих I будет последовательно уменьшаться на величину числа умирающих в возрасте х, т.е. й : I + 1 = I —й .

Если суммировать все й от некоторого возраста и старше, то мы получим совокупность всех доживших до этого возраста и умерших в более старших возрастах (до предельного), что и будет составлять 1х. Таким образом, и т.д., так как дожившие до возраста х умирают и в этом возрасте, и в последующих возрастах. для того чтобы определить количество людей в возрасте х (Lx) необходимо «отсечь» верхние этажи возрастной пирамиды, то есть тех, кто миновал возраст х и дожил до следующих возрастов 1х+1, 1х+2 и т.д. то есть

•^-1

^х = [I]х - X ^ .              (2)

1= х+1

При этом следует помнить, что в итоге мы получим не реальную проекцию населения, фактически проживавшего на некоторой территории и оставившего тот или иной археологический памятник, ту или иную археологическую культуру, а лишь приближенную модель половозрастной структуры, априорно приняв зафиксированный порядок вымирания как нормальный.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.