.RU

«Количественная» революция.: Основным «брендом» развития западной гуманитарной географии после

Основным «брендом» развития западной гуманитарной географии после Второй мировой войны явилась ее ориентация на сциентистский (или «сайентистский» от лат. scientia — «знание», «наука») путь, воплотившаяся в так называемой «новой» географии (именуемой иногда также «теоретической географией»). Это был период резкой ломки устоявшихся представлений и внедрения новых методов работы, массового внедрения статистических методов, гравитационных моделей и т. д. Мотивация «количественной» революции и развития «новой» географии была обусловлена тем, что доминировавший до этого времени идиографический подход (концепция уникальности географических объектов), по мнению многих, показал свою несостоятельность в изменившихся условиях и не мог ничего дать географической науке нового. (Последний по времени вклад в философско-методологическое обоснование идиографического географического подхода был сделан в начале XX в. Альфредом Геттнером. Позднее подход лишь конкретизировался, приобретал различные версии, но мало менялся по существу.) География рассматривалась как область познания, связанная с исследованием уникальных объектов. Фактически она должна была развиваться по пути совершенствования описаний, что выглядело явным анахронизмом. Это не могло не породить широкого развития альтернативного подхода сциентистского толка, воплотившегося в «новой» математизированной географии, в использовании моделей, почерпнутых из физики. Раньше всего математика нашла применение в отраслевых физико- географических исследованиях. Еще в начале XX столетия Э. Хербертсон организовал систематизированный сбор количественных данных о климате Земли для выделения климатических поясов. Позже К. Торнтвейт стал применять количественные данные о климате при анализе экологических и агрономических последствий взаимодействия воздушных масс и подстилающей поверхности, включая растительный покров. В сущности, он был первым, кто попытался выявить строгие теоретические зависимости и выразить их в простых математических формулах. В гуманитарной географии перемены в первую очередь затронули географию городов, теоретические основы которой, разработанные Вальтером Кристаллером и Августом Лёшем, обеспечили прогресс всех дисциплин данного цикла. Выдающимися событиями в развитии теоретической географии стали публикация в Англии работ Питера Хаггета «Пространственный анализ в гуманитарной (human. — Ю. Г.) географии», а также совместной с Ричардом Чорли «Модели в географии». Авторы предприняли небезуспешную попытку свести воедино основные модели, применяемые в отдельных географических дисциплинах, что привело к появлению свежих идей и усилению внутренней интеграции географии (см. в частности 15). Часто применение математики в географии ошибочно сводят лишь к использованию новых методов. Внедрение математики привело к принципиальным изменениям, проявившимся в развитии теоретических основ географии. Появилась реальная возможность моделирования географических явлений на земной поверхности. По мере расширения формализованных подходов к изложению географических проблем образ географии как описания, знания того, что и где находится, стал достоянием школьной географии, а созданные ранее теории и концепции послужили основанием построения новой географической науки и высшего географического образования (к сожалению, скорее за рубежом, чем в СССР). Однако идея построения строгой географической науки на пути ее математизации и теоретизации автоматически не принесла желаемых результатов. Увлекаясь строгими формальными схемами, «новые» географы недостаточное внимание уделяли прогрессу на содержательном уровне. Основной внешней причиной кризиса «новой» географии стало резкое изменение социально-политической обстановки в западных странах со второй половины 1960-х годов. На это время приходится бурное развитие радикального и гуманистического движений в западном обществе. Сциентистский подход к социальным проблемам вступил в сильное противоречие с запросами общества, потерял доминирующее значение в общественных науках. В целом развитие западной географической науки в 1950-1980-е гг. можно представить как цикл, состоящий из стадий математизации, философизации, умеренности и плюрализма. Стадия математизации нашла выражение в «новой» географии, подъем которой пришелся на рубеж 1950-1960-х гг. Стадия философизации (гуманизации) —альтернатива количественной революции, математизации. Она отражена в двух вариантах — «гуманистической» и «радикальной» географии, которые объединил акцент на применение достижений философии и социальных наук, внимание к проблемам человека с учетом его ценностных ориентаций и внутреннего мира. Стадия умеренности и плюрализма нашла отражение в плюралистическом подходе к решению философско-методологических проблем географической науки и росте популярности Лундской школы «временной» географии (см. ниже). Ее резкий подъем можно объяснить именно доминированием этой стадии. Гуманистическая география. Особое влияние на гуманистическую географию, ставшую в конце XX в. одним из самых популярных направлений западной географии, оказала французская школа Видаль де ля Блаша, в которой «гуманистических» географов привлекли такие моменты, как: а) антропоцентризм (человек ставился французскими географами в центр исследований); б) холистический подход, стремление к целостному познанию географических объектов на различных уровнях; в) отказ от абстрактного теоретического подхода и индивидуализация каждого конкретного случая и др. Неоспоримо влияние на гуманистическую географию и немецкой школы антропогеографии. (Так, Геттнер отмечал правомерность существования версии географии подобной «гуманистической».) Наиболее существенную роль в ее становлении сыграли два выдающихся американских географа Джон Райт и Карл Зауэр. Они переосмыслили принципы французской и немецкой школы и заложили основы того течения, которое сейчас принято называть «гуманистической географией» (humanistic geography). Они оба ставили в центр своих исследований человека, культурный ландшафт в связи с человеческой деятельностью. Вместе с тем, гуманистическая география — «дитя» второй половины XX века. Ее ускоренное развитие стало возможным лишь после того, как географы убедились в невозможности удовлетворительного и целостного построения основ своей науки на основе сциентизма. Развилась антисциентистская, т. е. «гуманистическая» ориентация. Продолжатели идей Райта и Зауэра (прежде всего Дэвид Лоуэнталь) сформулировали новые цели и задачи гуманистической географии с учетом изменившихся на Западе условий. Более интенсивно стали разрабатываться такие проблемы, как составление карт восприятия, изучение отношения групповых и индивидуальных представлений о пространстве, общее и различное в восприятии пространства людьми одних возрастов, культурных и социальных групп, воздействие коллективного опыта на индивидуальное восприятие, соотношение общего социального и индивидуального географического мировосприятия; субъективные элементы в личностной географии (11). В рамках гуманистической географии проявились два основных подхода — философский и психологический. Между ними нет четкой границы, но все же они развиваются относительно самостоятельно. Свою основную задачу представители философского подхода «гуманистической» географии видят в разработке методологических оснований направления. Центральное место в конкретных исследованиях, проводимых в его рамках, занимает проблема выяснения сущности «места», которое противопоставляется пространству и рассматривается как центр человеческого опыта определенной территории. На основе этого понятия делаются попытки подойти к географическому познанию человека. Психологический подход представлен исследованиями внутреннего мира людей, связи субъект — объект в географической реальности. В теоретическом плане представители этого подхода опираются на гештальтпсихологию и когнитивную психологию, которые в свою очередь базируются на феноменологии. Значение «гуманистической» географии состоит в постановке принципиально новых проблем. Подобно тому, как «новые» географы ввели в географическую науку математику и строгость постановки географических проблем, «гуманистические» географы ввели в географическую науку философию, холистическое отношение к человеку и познанию географической реальности. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.