.RU

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - Курс лекций по общей социологии для студентов высших учебных заведений. Это учебное...

1. /smelser.docКурс лекций по общей социологии для студентов высших учебных заведений. Это учебное пособие за последние 10 лет выдержало в США три издания, что свидетельствует о его высоком качестве

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система



ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В США


Перед лицом сложности социальной жизни и технологии в XX в. многие люди чувствуют свою политическую беспомощность. "Я голосовал за Картера, а победил Рейган, выступающий против внесения поправки по вопросу о правах человека". Создается впечатление, что участие в выборах и другие виды политической деятельности ничего не значат. Однако у людей все же формируются четкие политические взгляды, и они участвуют во многих аспектах политической жизни.

Политическая социализация


Участие в политической жизни


Группы и политический процесс


Группы давления в США


Политические партии



Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система



ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ



Согласно Американской конституции, нельзя стать президентом до 35 лет, членом Конгресса до 30 лет, членом Палаты представителей до 25 лет. Право голоса в настоящее время предоставлено не с 21 года, а с 18 лет. Подобные возрастные ограничения существуют в большинстве стран, хотя в действительности между ними наблюдаются глубокие различия.
К моменту получения права участвовать в выборах у большинства избирателей уже есть определенная политическая позиция и убеждения, сформировавшиеся на основе детского и юношеского опыта. Политическая социализация - процесс усвоения идей, взглядов и образцов поведения в детстве и юности, которые обусловлены политическим окружением. Она находит выражение в становлении черт личности: доверии, компетентности и отношении к власти. В семьях, где поощряется самостоятельность, выполняются общепринятые правила и поощряются взаимопонимание и уважение друг к другу, дети быстро усваивают принципы доверия и самоконтроля (Реншон, 1975).
В возрасте от 9 до 13 лет начинается важный этап формирования политических взглядов. Девятилетние и десятилетние дети склонны отождествлять правительство с личностями вроде президента. Они доверяют правительству и полагают, что оно действует на благо народа. Дети старшего возраста усваивают более абстрактные понятия. Обычно они отождествляют правительство с институтом вроде Верховного суда (Хесс, Торни, 1967). Большинство из них уже отдают предпочтение определенной политической партии или называют себя независимыми (Гринштейн, 1965). Но с возрастом с детьми происходит одна из самых поразительных перемен - дети утрачивают доверие к правительству (Хесс, Торни, 1967).
Главные агенты политической социализации - семья, школа и сверстники. Среди них семья, наверное, оказывает самое глубокое воздействие. Родители и дети обычно преданы одной партии, имеют общие политические пристрастия и в одинаковой мере доверяют правительству (Дженнингс, Ними, 1974). Школа закрепляет взгляды, усвоенные дома. Политические знания, полученные в школе, не оказывают существенного влияния на политические убеждения, исключение составляют лишь учащиеся из неблагополучных семей. Курсы по основам гражданского права, вероятно, углубляют их познания в области политики, крепнет их уверенность в правильности собственного выбора.
Совместное влияние семьи и школы в детские годы способствует проявлению некоторых различий в политической позиции мальчиков и девочек. Исследуя 11-летних детей, Иглитцин (1974) обнаружил, что при выборе политической карьеры мальчики обычно желали стать мэрами, а девочки чаще предпочитали должность судьи или руководителя педагогического совета. Когда их спрашивали, почему они голосовали за того или иного кандидата, девочки были склонны выбирать мирно настроенных, честных и откровенных людей, а мальчики отдавали предпочтение кандидатам, стремившимся упрочить экономическое благосостояние страны. В целом мальчики были лучше осведомлены по вопросам политики, чем девочки.
Группы сверстников тоже оказывают влияние на формирование политических убеждений. Иногда их воздействие сильнее, чем влияние семьи. Исследуя средние школы, Мартин Левин (1961) обнаружил: когда увеличивалось число учащихся из семей республиканцев, школьники из семей демократов проявляли готовность стать приверженцами республиканской партии. В классическом исследовании Теодора Ньюкома (1958) анализировались политические убеждения студенток Беннингтона, женского колледжа в Вермонте. В Бен-нингтоне сложился либеральный политический климат, но студентки из богатых семей обычно проявляли консервативные взгляды. Ньюком установил, что студентки Беннингтона постепенно отказывались от взглядов своих родителей.

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система



УЧАСТИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ



Граждане различных стран не в одинаковой мере вовлечены в политическую деятельность. После второй мировой войны средняя численность избирателей в США составляла около, 60 процентов населения. Это самый низкий уровень, отмеченный среди ряда стран, включая Канаду, Великобританию, Финляндию, Швецию, Западную Германию и Австралию (Филлипс, Блэмэн, 1975). Процент участия в выборах зависит от многих факторов, например от того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать или от того, кто имеет право голоса. Также имеют значение законы, регулирующие проведение выборов. Например, после того как в 1921 г. участие в голосовании в Австралии стало обязательным, численность избирателей резко возросла с 55 процентов примерно до 90 процентов (там же). Когда право голоса получают новые группы избирателей - например, 18-летние в 1970 г. в Англии, - общий процент пришедших на выборы может снизиться, поскольку участие новых групп в голосовании обычно невелико.
Голосование - форма участия в политической жизни (которая довольно часто исследуется), но она отнюдь не является единственной. Существуют и другие формы - от работы на государственной службе до простой информированности в каких-то вопросах. В табл. 17-1 показана общая численность людей, занятых различными видами политической деятельности. Следует отметить: когда требуется более активное участие в политической жизни, процент участников снижается. В выборах президента приняли участие 72 процента избирателей, но лишь около 8 процентов являются членами политических организаций, например партии или политического клуба.
Разные страны демонстрируют существенные различия в активности избирателей. В табл. 17-2 представлены данные по двадцати одной демократической стране. Они показывают, какой процент избирателей, имеющих по возрасту право голоса, принимает участие в голосовании. В этом списке США на предпоследнем месте. На первый взгляд это кажется удивительным, ведь американцы так гордятся достижениями своей демократической системы. Но низкая численность голосовавших избирателей необязательно связана с нежеланием участвовать в выборах. В Швейцарии, США, Ирландии (где отмечен самый низкий уровень участия в выборах) лишь немногие выражают нежелание голосовать. Для объяснение этой тенденции, наверное, целесообразно рассмотреть различные избирательные системы. В странах, где голосование является обязательным (и за уклонение от него взыскиваете? штраф), отмечается большее число голосующих, чем в других странах, где людям предоставлена свобода выбора. Кроме того, когда регистрация избирателей осуществляется автоматически под контролем правительства, уровень участия выше, чем в случае, когда каждый гражданин должен самостоятельно зарегистрироваться (как принято в США) (Гласе, Скуайр, Волфингер, 1984).
Уровень участия в выборах в значительной мере связан также с социально-экономическим статусом и образованием людей. Чем выше социальный статус человека, тем выше его готовность участвовать в политической жизни. Более образованные люди обычно охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают, что голосование и участие в политических кампаниях могут способствовать социальным изменениям (Кэмпбелл, Конверс, Миллер, Стоукс, 1964).
Пол и возраст, по-видимому, тоже влияют на участие в политической деятельности. Когда женщины впервые завоевали право голоса, лишь очень немногие из них воспользовались этим правом.
Повышение участия женщин в выборах (в международном масштабе) не влечет за собой их избрание на руководящие государственные должности. Выдающиеся политики типа Голды Меир, Маргарет Тэтчер и Индиры Ганди составляют исключение.

Таблица 17-1. Процентное соотношение групп населения, принимающих участие в различных видах политической деятельности



Таблица 17-2. Участие избирателей разных стран в последних выборах органы государственной власти*



За последние 10 лет женщины добились значительных успехов в этой сфере, численность женщин, избранных на государственные посты, возросла с 4 процентов в 1975 г. до 12 процентов в 1980-1981 гг. Тем не менее, абсолютные числа все еще остаются низкими (табл. 17-3); женщины в большей мере представлены в органах управления муниципалитетов и округов, чем в органах управления штатов и всей страны.
Как правило, пожилые люди с большей готовностью участвуют в голосовании, чем молодежь. Эта тенденция сохраняется независимо от уровня образования. Однако доля участия очень старых людей в выборах становится ниже, что объясняется их слабым здоровьем, просто труднее добраться до кабины для голосования.

Таблица 17-3. Женщины, избранные на государственные посты на различных уровнях управления




1 ... 168 169 170 171 172 173 174 175 ... 206 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.